«Имеющий уши да услышит!»
В процессе общения с носителями языка часто человек впадает в состояние транса уже после первых слов, произнесенных собеседником. И даже люди, неплохо владеющие иностранным языком, часто теряются, поскольку основным навыком, необходимым нам для достижения взаимопонимания, является умение слышать и понимать иноязычную речь. Тут злую роль играет привычка человека переводить все подряд. Бывает, что в потоке речи человек вычленяет незнакомое слово, и пока он копается в дебрях своей памяти, пытаясь перевести его, собеседник успевает произнести еще несколько фраз, которые, собственно, и содержат в себе основную суть высказывания. Увы, такой «диалог» не приводит к продуктивному общению.
Главным в процессе общения является умение воспринимать сообщение целиком и умение догадываться о смысле отдельных слов из контекста.
В системе I LOVE ENGLISH важную роль в формировании этих навыков играет аудиокомплекс, предназначенный для домашнего прослушивания.
Процесс обучения. Верхушка айсберга – Уроки с учителем – Активизация материала ![]() Подводная часть айсберга – Домашнее прослушивание аудиоуроков – Создание пассивного запаса знаний Рисунок 3 |
Работа с аудиоуроком является важнейшей частью учебного процесса. Аудиокурс является не приложением к основному курсу, а основой этого курса. Процесс обучения с помощью нашего аудиокурса можно сравнить с айсбергом, большая подводная часть которого есть процесс создания пассивного запаса знаний в ходе прослушивания аудиоуроков. Верхушка же айсберга – это уроки, на которых учитель активизирует весь материал. Благодаря такому подходу, учитель избавлен от необходимости «долбить» материал. Он просто создает на уроке такие игровые ситуации, в которых ребенку становится необходимо сказать впервые то, что он уже многократно слышал до этого. |
Ни в коем случае нельзя умалять значения ежедневного домашнего прослушивания записи. Один из способов заинтересовать ребенка в прослушивании - выдавать ему иллюстрации постепенно. Для этого учитель перед началом учебы собирает у учащихся книжки, раскрепляет их и в первый день учебы выдает только обложку, контрольный лист и первый лист, соответствующий первому аудиоуроку. Остальные листки-уроки выдаются поочередно, по мере прохождения материала. Родители подшивают листки в книгу. Таким образом, к концу работы с первой частью пособия, у ребенка собирается вся книжка. После того, как на всех листах проставлен значок-сердечко (что говорит о качестве усвоения материала), ребенок в качестве приза получает “комикс” (последний лист книжки). Контроль домашнего аудирования должен производиться регулярно!
Принципы, по которым составлен аудиокомплекс:
1. Зрительная опора. К аудиокомплексу прилагаются иллюстрации, на которых ребенок выполняет задания аудиоурока.
2. Увлекательный сюжет. Каждый аудиоурок – это не традиционный набор песен, стихов и фраз, предназначенных для повторения, а увлекательный рассказ, в канву которого вплетены все лексические и грамматические единицы, а также стихи и песенки, отрабатываемые в это время на учебных занятиях.
3. Многократное повторение языковых блоков. Отрабатываемая структура аудируется в определенном аудиоуроке такое количество раз, что ежедневное его прослушивание обеспечивает непроизвольное запоминание материала. Следовательно, на уроке нет необходимости заниматься скучными дрилами. Учитель просто создает на уроке ситуацию, в которой ребенку необходимо использовать структуру, уже запечатлённую у него в памяти благодаря многократному прослушиванию аудиоурока.
4. Язык - средство решения задач. Все задания носят игровой характер. В данной ситуации иностранный язык для ребенка кажется не изучаемым предметом, а лишь средством выполнения других увлекательных заданий. В комплексе отсутствуют задания по типу «язык для языка», например, “выучите текст”.
5. Развитие навыков самостоятельной работы. Постепенно усложняющиеся задания (от очень простых на нулевой и первой ступенях - к достаточно сложным) и контроль их выполнения в классе учат ребенка работать с сайтом МирГоворит и самостоятельно выполнять домашнюю работу.
6. Простота контроля. Раз в 2 недели проводятся т.н. “контрольные уроки”, на которых учитель проверяет качество выполнения заданий и делает соответствующие отметки (сердечко в случае правильного выполнения задания или галочку при наличии ошибки) на специально предназначенном для этого контрольном листе.
7. Ребенок видит перспективу. Аудиокурс к каждому юниту (юнит – это часть пособия, рассчитанная на четыре занятия) представляет собой законченное целое. По прошествии юнита в книжке-иллюстрации и на контрольном листе должны стоять все положительные отметки о выполнении заданий. Чаще всего учителя пользуются системой превращения галочек в сердечки. Если в пособии не осталось ни одной галочки, ребенок получает “комикс”, который выдается в конце каждого юнита и расценивается как поощрение. Если часть заданий не выполнена, выдача поощрительного “подарка” откладывается до тех пор, пока все галочки не превратятся в сердечки.
8.Минимум времени при максимальном успехе. Каждый аудиоурок длится в среднем 10-15 минут. В течение 2 недель ребенок ежедневно просто слушает один и тот же урок (причем прослушивание не требует полной концентрации внимания и может происходить между прочим) и лишь накануне “контрольного урока” выполняет задания в иллюстрациях. В среднем, на выполнение домашнего задания уходит 15 минут.
В настоящее время существует 2 способа работы с аудиоуроком – с бумажной книгой или с её электронной версией на сайте МирГоворит, которая называется Умным Учебником.