С какими только родителями не приходилось сталкиваться мне на протяжении 30 лет работы с детьми! От тех, кто готов личную жизнь и карьеру положить к ногам ребёнка, до тех, кто прямым текстом заявляет, что «платит за эти занятия деньги и хочет получить результат, не тратя на это никаких дополнительных усилий». Одно могу сказать наверняка. Полноценная работа с ребёнком возможна только при условии тесного и чёткого взаимодействия всех трёх сторон. Получается эдакое триединство: ребёнок – родитель – учитель. И если в этих отношениях нет баланса, неизбежно двое объединятся против третьего и на место сотрудничества придёт скрытая, а иногда и явная вражда. Выглядеть эти союзы могут так:
«Союз ребёнка и учителя» Ох уж эта мама! Никогда у неё нет на тебя/меня времени! Всё приходится делать самостоятельно. Понятно, почему результаты такие плачевные.
«Союз ребёнка и родителя» Ох уж этот учитель! Сама не знает, что ей надо! Назадаёт не пойми чего, а нам тут расхлёбывать!
Но печальнее всего, пожалуй, «Союз учителя и родителя», когда эти двое наседают на бедного ребёнка с двух сторон, а ему и защиты-то попросить не у кого, и спрятаться некуда. Остается одно – уйти в себя, подавив свои мотивы и чувства.
В хорошем языковом центре созданию плодотворного триединства обязательно уделяют большое внимание. Начинается все ещё до первого занятия с налаживания контактов между родителями и учителем. И тут очень важно понимать, что чрезмерная занятость родителей (а такое сейчас часто встречается) не характеризует их как безответственных или легкомысленных в отношении воспитания детей. Зачастую, если такие родители получают чёткую инструкцию действий, их участие в процессе обучения ребёнка остается минимальным, но при этом связь ребёнок – родитель – учитель налаживается и результаты не заставят себя ждать.
Программа Минимум
К счастью для таких родителей в нашей системе есть принцип МиниМакса. Он подразумевает вовлечение родителей в процесс обучения с учётом степени их загруженности. Совсем ничего не делать не получится. Ребёнок ещё не в том возрасте, когда включается самоорганизация, но загруженный родитель может выбрать программу Минимум. У нас она подразумевает несколько простых, но обязательных действий:
- Приобрести для ребёнка пластиковую папочку, в которой он будет хранить свои пособия. (1 раз)
- Обеспечить техническую сторону процесса – организовать рабочее место ребёнка, купить ему цветные карандаши, продумать, на чём он будет прослушивать Аудиоуроки или заниматься по электронной версии пособия, которая называется Умный Учебник. (1 раз)
- Ежедневно напоминать ребёнку о необходимости прослушать Аудиоурок или позаниматься в Умном Учебнике. Сам родитель не обязан делать это с ребёнком. (1 мин. в день)
- Раз в 2 недели (обычно учитель напоминает об этом в Вотсаппе) напомнить ребёнку о необходимости выполнить задания к Контрольному уроку. Родитель не обязан помогать ребёнку или проверять правильность выполнения заданий. Это работа учителя. (1 мин. раз в 2 недели)
- Один раз в полгода помочь ребёнку оформить Книжку – самоделку (это результат его проектной работы) (полчаса 1раз в полгода)
- Посещать родительские собрания и открытые уроки. (2-6 раз в год)
- Обеспечить регулярность посещения занятий ребёнком.
Последний пункт может вызвать улыбку. Какой смысл пропускать занятия? Но тут существует один нюанс. Если в центре возвращают оплату за пропуски, то у некоторых родителей это вызывает соблазн убить одним выстрелом двух зайцев – отсидеться дома в плохую погоду, например, и сэкономить немного денег.
Для меня является очевидным тот факт, что, если центр заинтересован в результате, а не в бесконечном вытягивании из родителей денег, он будет не возвращать деньги за пропущенные занятия, а предоставит возможность ребёнку посетить занятия с другими группами. Только в этом случае у ребёнка останется шанс нагнать группу без ущерба для своих одногруппников.
Программа Минимум является настоящим спасением для работающих родителей и для центров, которые понимая важность этого минимального вклада иногда даже фиксируют указанные выше положения в договоре.